Внутренние противоречия человека решаются по-разному — один разбирает их причины и проводит работу с собой, другой создает в своей психике целую конструкцию, которая скрывает проблему от самого себя.
Для некоторых людей основой для строительства мысленной конструкции становится религия.
В психологии есть такое понятие религиозная аддикция, которую ещё называют религиозным невротизмом (далее «невроз»).
Скажете, что разговор про каких-то отсталых людей, фанатиков, сумасшедших, но на деле — про многих из нас: мирян, а то и находящихся в сане.
В чем причина возникновения аддикции?
Аддикция, т. е. зависимость от определенных действий, людей, предметов, событий возникает когда психика человека столкнулась с неразрешимой для себя проблемой. Чаще всего такие ситуации происходят в детстве, когда у человека нет достаточной опоры на себя, испытывает зависимость от взрослых. А вот последствия от травмирующих событий в детстве могут сохраняться в течении жизни. Человек со временем научается прятаться от боли: уходит с головой в работу, растворяется ли в детях, испытывает зависимость от алкоголя. Особая роль среди способов ухода от боли принадлежит религии.
Для некоторых людей основой для строительства мысленной конструкции становится религия.
В психологии есть такое понятие религиозная аддикция, которую ещё называют религиозным невротизмом (далее «невроз»).
Скажете, что разговор про каких-то отсталых людей, фанатиков, сумасшедших, но на деле — про многих из нас: мирян, а то и находящихся в сане.
В чем причина возникновения аддикции?
Аддикция, т. е. зависимость от определенных действий, людей, предметов, событий возникает когда психика человека столкнулась с неразрешимой для себя проблемой. Чаще всего такие ситуации происходят в детстве, когда у человека нет достаточной опоры на себя, испытывает зависимость от взрослых. А вот последствия от травмирующих событий в детстве могут сохраняться в течении жизни. Человек со временем научается прятаться от боли: уходит с головой в работу, растворяется ли в детях, испытывает зависимость от алкоголя. Особая роль среди способов ухода от боли принадлежит религии.
Почему религия становится идеальным решением ухода от боли?
Когда человек сталкивается с травмирующем событием, его психика нуждается не в том, чтобы травму стереть из памяти, а скорее понять, что в будущем делать с подобными событиями. Когда происходит что-то опасное, мы испытываем страх, гнев, растерянность — замирание пред опасностью. Это естественные помощники для нашего тела, они подсказывают как нам действовать, чтобы выжить. Когда эти реакции сильнее, чем мы можем услышать и обработать осознанно, мы начинаем искать защиту извне. Мы понимаем, что сами не справимся с опасностью. Все это нормальные процессы, которые помогают нам жить.
Если после травмирующего события мы не разбираем свои эмоции, отказываемся изучить как они помогали, не анализируем свои действия и способы поддержки, то со временем возникает ощущение, что нас, как ветер осенний листик, носит по жизни, бросая без мудрого плана то на камень, то в мусорку, то в огонь. Мы настолько перестаем владеть своей жизнью, что становится невыносимо, и мы начинаем искать на что опереться. Кто-то предпочитает «уколоться и забыться», ищет утешение в мирских утехах; кто-то выстраивает внутреннюю систему ПВО, требуя от себя нахождения в постоянной боеготовности, иной ищет человека, который возьмет груз боли на себя.
Когда человек сталкивается с травмирующем событием, его психика нуждается не в том, чтобы травму стереть из памяти, а скорее понять, что в будущем делать с подобными событиями. Когда происходит что-то опасное, мы испытываем страх, гнев, растерянность — замирание пред опасностью. Это естественные помощники для нашего тела, они подсказывают как нам действовать, чтобы выжить. Когда эти реакции сильнее, чем мы можем услышать и обработать осознанно, мы начинаем искать защиту извне. Мы понимаем, что сами не справимся с опасностью. Все это нормальные процессы, которые помогают нам жить.
Если после травмирующего события мы не разбираем свои эмоции, отказываемся изучить как они помогали, не анализируем свои действия и способы поддержки, то со временем возникает ощущение, что нас, как ветер осенний листик, носит по жизни, бросая без мудрого плана то на камень, то в мусорку, то в огонь. Мы настолько перестаем владеть своей жизнью, что становится невыносимо, и мы начинаем искать на что опереться. Кто-то предпочитает «уколоться и забыться», ищет утешение в мирских утехах; кто-то выстраивает внутреннюю систему ПВО, требуя от себя нахождения в постоянной боеготовности, иной ищет человека, который возьмет груз боли на себя.
В обстановке отсутствия контроля над своей жизнью, религия становится надежным оплотом для невротика.
Два пути невротика в религиозной жизни
1. «Всё Бог»
Первый путь я называю «Все Бог». На этом пути человек продолжает страдать от невозможности управлять своей жизнью. Он ведет себя как ребенок, действует импульсивно, а когда приходят последствия его поведения, говорит, что причиной всему испытания, искушения, посылаемые Богом.
2. «Всё я»
Второй путь — попытка установить контроль над Богом. Человек совершает обряды, выполняет правила. Делает добрые дела не по зову сердца, а из желания угодить Богу, показать Ему свою правильность, заслужить доброе отношение.
В своей статье «Феномен религиозного фанатизма» кандидат философских наук Кузнецова М. Н. пишет, что фанатик от верующего отличается тем, что ищет не познания ценности собственной жизни через религиозные заповеди, его цель найти алгоритм спасения и строго следовать ему.
И первый, и второй путь — способы продемонстрировать Богу, людям, себе собственную «идеальность».
Вместо реальной духовной жизни, т. е. внутреннего осмысления себя, признания личной неидеальности, отсутствия любви к себе, как образу Бога, человек продолжает участие в игре «Я сделаю правильно!».
Религиозность становится способом отказа от самоощущения, надеждой найти формулу правильной жизни.
Есть адепты образа правильной жены, которая служит мужу, всю себя посвящает дому, детям. Есть адепты образа нестяжателя, который не просит прибавки к зарплате, не стремиться к развитию карьеры. Есть адепты образа молитвенника, который днями и ночами ходит с акафистником. Есть адепты образа преподобного, который перечитал труды святых, и не поняв сути, живет жизнью отшельника-праведника. Есть адепты образа мученика, который куролесит, а потом последствия этих деяний называет страданиями.
Чем отличается здоровая религиозность от невроза?
Разница между здоровым отношением к вере и неврозом в сомнении. Здоровый человек сомневается в том, что его духовная практика ведет к Богу. Он корректирует свой путь и практику. Знает, что Бог до конца непознаваем.
Два пути невротика в религиозной жизни
1. «Всё Бог»
Первый путь я называю «Все Бог». На этом пути человек продолжает страдать от невозможности управлять своей жизнью. Он ведет себя как ребенок, действует импульсивно, а когда приходят последствия его поведения, говорит, что причиной всему испытания, искушения, посылаемые Богом.
2. «Всё я»
Второй путь — попытка установить контроль над Богом. Человек совершает обряды, выполняет правила. Делает добрые дела не по зову сердца, а из желания угодить Богу, показать Ему свою правильность, заслужить доброе отношение.
В своей статье «Феномен религиозного фанатизма» кандидат философских наук Кузнецова М. Н. пишет, что фанатик от верующего отличается тем, что ищет не познания ценности собственной жизни через религиозные заповеди, его цель найти алгоритм спасения и строго следовать ему.
И первый, и второй путь — способы продемонстрировать Богу, людям, себе собственную «идеальность».
Вместо реальной духовной жизни, т. е. внутреннего осмысления себя, признания личной неидеальности, отсутствия любви к себе, как образу Бога, человек продолжает участие в игре «Я сделаю правильно!».
Религиозность становится способом отказа от самоощущения, надеждой найти формулу правильной жизни.
Есть адепты образа правильной жены, которая служит мужу, всю себя посвящает дому, детям. Есть адепты образа нестяжателя, который не просит прибавки к зарплате, не стремиться к развитию карьеры. Есть адепты образа молитвенника, который днями и ночами ходит с акафистником. Есть адепты образа преподобного, который перечитал труды святых, и не поняв сути, живет жизнью отшельника-праведника. Есть адепты образа мученика, который куролесит, а потом последствия этих деяний называет страданиями.
Чем отличается здоровая религиозность от невроза?
Разница между здоровым отношением к вере и неврозом в сомнении. Здоровый человек сомневается в том, что его духовная практика ведет к Богу. Он корректирует свой путь и практику. Знает, что Бог до конца непознаваем.
Религиозная аддикция — поведенческая зависимость, характеризующаяся стремлением к исполнению правил, ритуалов, специфичных действий для определенной конфессиональной принадлежности. Выполняя правила, человек попадает в зависимость: становится «рабом лампы».
«Легла спать, поняла что не прочитала вечерние молитвы, — рассказывает мне женщина, — встала, прочла».
На вопрос: "зачем встала" ответила: «Не могла лежать, терзала мысль: не прочту — случится плохое с родными».
«Не пошла в храм на праздник и вся извелась», — жалуется другая.
На лицо аддикция (зависимость). Ходить в храм хорошо, но если не пошел, то будь готов принять, что ты слаб и хождением в храм не спасаешься, но Бог спасает тебя.
Как укрепляется религиозный невроз?
Первый путь — гордыня: «я правильно делаю!». Первыми на удочку попадаются служащие в храме. Вся жизнь построена вокруг церкви и этим создается ощущение духовной жизни. Сомнения исчезают, а вместе с ними и постоянный поиск пути к Богу.
Второй путь — гордыня иного характера. Человек начинает думать: «мало делаю, надо больше, если не сделаю — пропаду». Сознание такого человека определяется чрезмерной ответственностью, он начинает вместо Бога нести на себе мир.
Что делать, чтобы не попасть в религиозную аддикцию?
Уместно пожить с вопросами:
А зачем я вечером молюсь? Что мне дает молитва? Как я себя ощущаю во время молитвы? Любит ли меня Бог, если я не молюсь? Зачем я иду в храм?
Вопросы не к голове, к сердцу. «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Притчи 23. 26.
Ярким маркер невроза чрезмерно эмоциональное отношение к мировым событиям, инакомыслящим, чужим грехам.
Те, кто выбирают путь «праведника» ведут борьбу с неправедными. Я наблюдала не раз, как выдавливали из общины людей «не подстриженных» под нужный формат. Да, что и говорить, сама под такое давление попадала.
Те, кто выбирать путь «грешников», т. е. по гордости думают, что они всему виной ведут борьбу с собой, съедая себя за малость добрых дел.
А путь веры, он «среднего тона», как говорил преподобный Амвросий Оптинский. Не мы себя спасаем, но и не без нас спасение совершается.
В одной статье о причинах попадания людей в секты я прочла:
«Лидеры религиозных организаций обещают улучшение психологического состояния благодаря выполнению ритуалов и определенных поступков: чтения специальных книг, совершения пожертвований. Благодаря появлению программы, плана действий, состояние тревоги и подавленности временно проходит. Появляется надежда на счастливое будущее.»
Приходя в церковь, мы ищем не план действий, а Бога.
Бога нельзя увидеть, но познавать можно через Его творения, т. е. себя.
Внимательно наблюдая, как-то или иное действие воспринимается нашей психикой, рассудить: то ли я делаю, что хочет Бог, — вот задача!