Статьи психологической тематики
Родители и дети

Важный разговор с детьми

Разговор с ребенком. О чем поговорим?
О чем важно говорить с детьми в разные периоды их взросления?

Есть три темы, обсуждая которые, вы поможете детям лучше понимать себя и свои границы.

Первая тема:
Как ребенок воспринимает себя.

Наша задача на каждом этапе развития ребенка помочь ему осознать себя и адекватно воспринимать свои способности, отметить точки роста и качества личности, которые нуждаются в прокачке.

Думаете, что тема не для маленьких детей? Напрасно!
Тема подходит для детей, начиная с трех лет, если ребенок уже хорошо говорит.
Не удивляйтесь тому, что вопросы, которые предложу вам к обсуждению с ребенком трех лет и взрослым, одинаковые.
Вот ответы будут разные.

1. Как ты себя любишь?

Важный вопрос, ответ на который сформирует у ребенка представление о необходимости заботы о себе. Дальше будут примерные вопросы: Ты надеваешь теплые носочки, когда замерзли ножки? Как ты отдыхаешь, когда устал? Как наполняешь себя силами? Что делаешь для себя, чтобы тебе было комфортно?

2. Как ты выбираешь, что тебе делать, а что нет?
Вопрос подразумевает осознание приоритетов и личных границ.

Спросите ребенка:
В каких случаях он откликается на просьбу о помощи, а в каких нет? Что он делает первым и почему, какую помощь приобретает в действии?

3. Что тебе нравится?
Обсудите с ребенком — еду, одежду, дела, увлечения и пр.
Постарайтесь адаптировать вопросы под возраст. Задача в том, чтобы ребенок тренировался слышать себя. Не сообщайте своё видение, не говорите, что ребенок не прав, или что он молодец, когда озвучивает ожидаемое вами. Ваша задача не говорить в ответ ничего, а внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы, чтобы ребенку хотелось самостоятельно прислушиваться к себе, задуматься о своем внутреннем душевном устройстве.

Вторая тема для разговоров с ребенком — родители.
Если вы родитель, то обсуждать ваши взаимоотношения с ребенком - полезная практика.
Если вы психолог, педагог или другой взрослый, который занимается с ребенком, то поговорите о роли родителей в жизни ребенка.

Для всех взрослых важно не давать оценку ни родителям, ни ребенку, ни его взгляду на эти отношения. Таково условие достижения доверительных отношений. Родителям нет нужды оправдываться, говорить о том, что они хотят добра своему чаду и т. п. Ваша задача - слушать. Если трудно, то проживайте эмоции через дыхание и телесные ощущения. На тему, как проживать эмоции у меня есть отдельный курс.

Ниже, я приведу вопросы, обсуждение которых приоритетно.
Предложу их в форме "от имени родителя".
Если вы психолог, то измените вопросы, чтобы они были в третьем лице.

1. Давай вспомним, когда нам вместе было хорошо. Расскажи мне своё событие, которые ты запомнил и оно было приятно? Какие эмоции ты испытывал?

Для маленьких детей постройте вопросы иначе: помнишь, как мы ...? А когда тебе еще было хорошо?

2. Расскажи мне, когда ты на меня был зол.
А за что? Что тебе не понравилось?
Что бы ты хотел, чтобы я сделал?

В этой теме главное не начать убеждать ребенка, что он напрасно злился. Эти вопросы хорошо использовать для дальнейшей работы с проживанием эмоций. Наша задача научить ребенка не убегать от эмоций, а проживать, уметь ими пользоваться.

Внимание! Не контролировать, а умело воспользоваться.

Злость, не редко, помощник ребенку в сложных ситуациях.
Я, как психолог, знакома с историями, когда взрослые совершали непристойные действия над детьми, а те боялись сказать, что так с ними нельзя, рассказать об этом родителям. Они не понимали, что эти действия нехорошие,потому что отсутствовал контакт со своими эмоциями.
Тему обучения детей проживать эмоции и пользоваться ими я подробно раскрываю на курсе «Счастливые дети».
3. Что бы ты хотел, чтобы я для тебя делал, или чтобы не делал? Как тебе это поможет, помешает?
Приведенные вопросы помогают ребенку осознавать, что он отдельная личность, что у него есть родители, которые несут за него ответственность, что родители внимательны к его восприятию их действий.

Беседуем с детьми о важном

Третий тип вопросов касается мира и окружающих людей.
Вопросы о мире и людях - бесконечное поле для бесед.
Поговорите о друзьях, родных, о братьях и сестрах, о дедушках и бабушках.

1. Нравится ли тебе общаться с этим человеком? Что тебе в нем нравится, или неприятно?

2. Ты обижаешься на этого человека? Что вызывает обиду? Как ты реагируешь? Обучить ребенка не терпеть действий другого — целое искусство. Мы привыкли учит терпению, и когда оно бессмысленно.
Так мы учим размывать свои границы, а потом выбирать себе в партнеры абьюзеров, в начальники тиранов. Наша задача показать ребенку, что его эмоции сигнализируют: "неприятно - прекрати общение (игру)".

3. Чему ты учишься у этого человека? Что он умеет делать особенного и необычного?
На примере, мы можем обсудить умение замечать в людях прекрасное, извлекать полезный урок для себя лично.

Хорошо и в этой серии вопросов обойтись без назиданий. Обсуждайте кроме людей, увлечения, книги, фильмы и прочее.

Напомню, что главной целью этих вопросов не формирование правильного, по вашему мнению, мировоззрения, а тренировка осознания своих эмоций и ощущений.

На курсе «Счастливые дети» мы разберем темы: безопасность детей, дети и деньги, дети и родственники, дети и сложные отношения между родителями, дети и развод, дети и их здоровье, дети и интересы родителей и др.. Одной из главных тем на курсе - тема обучение детей слушать свои эмоции, проживать их и использовать себе во благо.

Курс практический.
Уже с первых лекций и упражнений обучения вы начнете внедрять в жизнь "правила счастливых детей".

Курс начнется 15 октября. Продлиться один месяц.
Каждую неделю будут выходить два аудио-урока с теорией и упражнениями.
Курс не отнимет у вас значительного времени, но упростит вашу жизнь, общение с детьми станет проще и легче. У вас освободиться энергия, которую раньше вы тратили на переживания, обиды и раздражения.

На курсе организован чат, чтобы задать вопросы лично мне, автору курса.
Весь месяц я буду с вами на связи.

СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ
Made on
Tilda