О чем важно говорить с детьми в разные периоды их взросления?
Есть три темы, обсуждая которые, вы поможете детям лучше понимать себя и свои границы.
Первая тема: Как ребенок воспринимает себя.
Наша задача на каждом этапе развития ребенка помочь ему осознать себя и адекватно воспринимать свои способности, отметить точки роста и качества личности, которые нуждаются в прокачке.
Думаете, что тема не для маленьких детей? Напрасно! Тема подходит для детей, начиная с трех лет, если ребенок уже хорошо говорит. Не удивляйтесь тому, что вопросы, которые предложу вам к обсуждению с ребенком трех лет и взрослым, одинаковые. Вот ответы будут разные.
1. Как ты себя любишь?
Важный вопрос, ответ на который сформирует у ребенка представление о необходимости заботы о себе. Дальше будут примерные вопросы: Ты надеваешь теплые носочки, когда замерзли ножки? Как ты отдыхаешь, когда устал? Как наполняешь себя силами? Что делаешь для себя, чтобы тебе было комфортно?
2. Как ты выбираешь, что тебе делать, а что нет? Вопрос подразумевает осознание приоритетов и личных границ.
Спросите ребенка: В каких случаях он откликается на просьбу о помощи, а в каких нет? Что он делает первым и почему, какую помощь приобретает в действии?
3. Что тебе нравится? Обсудите с ребенком — еду, одежду, дела, увлечения и пр. Постарайтесь адаптировать вопросы под возраст. Задача в том, чтобы ребенок тренировался слышать себя. Не сообщайте своё видение, не говорите, что ребенок не прав, или что он молодец, когда озвучивает ожидаемое вами. Ваша задача не говорить в ответ ничего, а внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы, чтобы ребенку хотелось самостоятельно прислушиваться к себе, задуматься о своем внутреннем душевном устройстве.
Вторая тема для разговоров с ребенком — родители. Если вы родитель, то обсуждать ваши взаимоотношения с ребенком - полезная практика. Если вы психолог, педагог или другой взрослый, который занимается с ребенком, то поговорите о роли родителей в жизни ребенка.
Для всех взрослых важно не давать оценку ни родителям, ни ребенку, ни его взгляду на эти отношения. Таково условие достижения доверительных отношений. Родителям нет нужды оправдываться, говорить о том, что они хотят добра своему чаду и т. п. Ваша задача - слушать. Если трудно, то проживайте эмоции через дыхание и телесные ощущения. На тему, как проживать эмоции у меня есть отдельный курс.
Ниже, я приведу вопросы, обсуждение которых приоритетно. Предложу их в форме "от имени родителя". Если вы психолог, то измените вопросы, чтобы они были в третьем лице.
1. Давай вспомним, когда нам вместе было хорошо. Расскажи мне своё событие, которые ты запомнил и оно было приятно? Какие эмоции ты испытывал?
Для маленьких детей постройте вопросы иначе: помнишь, как мы ...? А когда тебе еще было хорошо?
2. Расскажи мне, когда ты на меня был зол. А за что? Что тебе не понравилось? Что бы ты хотел, чтобы я сделал?
В этой теме главное не начать убеждать ребенка, что он напрасно злился. Эти вопросы хорошо использовать для дальнейшей работы с проживанием эмоций. Наша задача научить ребенка не убегать от эмоций, а проживать, уметь ими пользоваться.
Внимание! Не контролировать, а умело воспользоваться.
Злость, не редко, помощник ребенку в сложных ситуациях. Я, как психолог, знакома с историями, когда взрослые совершали непристойные действия над детьми, а те боялись сказать, что так с ними нельзя, рассказать об этом родителям. Они не понимали, что эти действия нехорошие,потому что отсутствовал контакт со своими эмоциями. Тему обучения детей проживать эмоции и пользоваться ими я подробно раскрываю на курсе «Счастливые дети». 3. Что бы ты хотел, чтобы я для тебя делал, или чтобы не делал? Как тебе это поможет, помешает? Приведенные вопросы помогают ребенку осознавать, что он отдельная личность, что у него есть родители, которые несут за него ответственность, что родители внимательны к его восприятию их действий.
Третий тип вопросов касается мира и окружающих людей. Вопросы о мире и людях - бесконечное поле для бесед. Поговорите о друзьях, родных, о братьях и сестрах, о дедушках и бабушках.
1. Нравится ли тебе общаться с этим человеком? Что тебе в нем нравится, или неприятно?
2. Ты обижаешься на этого человека? Что вызывает обиду? Как ты реагируешь? Обучить ребенка не терпеть действий другого — целое искусство. Мы привыкли учит терпению, и когда оно бессмысленно. Так мы учим размывать свои границы, а потом выбирать себе в партнеры абьюзеров, в начальники тиранов. Наша задача показать ребенку, что его эмоции сигнализируют: "неприятно - прекрати общение (игру)".
3. Чему ты учишься у этого человека? Что он умеет делать особенного и необычного? На примере, мы можем обсудить умение замечать в людях прекрасное, извлекать полезный урок для себя лично.
Хорошо и в этой серии вопросов обойтись без назиданий. Обсуждайте кроме людей, увлечения, книги, фильмы и прочее.
Напомню, что главной целью этих вопросов не формирование правильного, по вашему мнению, мировоззрения, а тренировка осознания своих эмоций и ощущений.
На курсе «Счастливые дети» мы разберем темы: безопасность детей, дети и деньги, дети и родственники, дети и сложные отношения между родителями, дети и развод, дети и их здоровье, дети и интересы родителей и др.. Одной из главных тем на курсе - тема обучение детей слушать свои эмоции, проживать их и использовать себе во благо.
Курс практический. Уже с первых лекций и упражнений обучения вы начнете внедрять в жизнь "правила счастливых детей".
Курс начнется 15 октября. Продлиться один месяц. Каждую неделю будут выходить два аудио-урока с теорией и упражнениями. Курс не отнимет у вас значительного времени, но упростит вашу жизнь, общение с детьми станет проще и легче. У вас освободиться энергия, которую раньше вы тратили на переживания, обиды и раздражения.
На курсе организован чат, чтобы задать вопросы лично мне, автору курса. Весь месяц я буду с вами на связи.