— Мой начальник все время на меня срывается. Я на работу иду, как на расстрел, — сказала Света и вздохнула. — Почему Вы не найдете другую работу, мы же живем в большом городе, здесь много вариантов, к тому же специальность у Вас востребованная? — Понимаете, я уже меняла два раза работу. На предыдущих местах все было то же самое. Эту работу я выбирала тщательно, много читала о фирме, мне даже удалось поговорить с сотрудниками компании. Ничего не предвещало беды, в первые два месяца я не могла нарадоваться. Все было хорошо. — А потом? — А потом я опоздала на работу. Я проспала, и транспорт подвел, как назло. В тот день все не ладилось. Я напортачила с документами. У меня начался кашель. Не знаю от чего. К вечеру начальник нашего отдела первый раз сорвался на меня. После этого такое отношение ко мне стало нормой. — Что Вы испытывали, когда опоздали на работу и что-то напортачили с документами? — Вину. Я чувствовала себя самой ужасной на свете. — Когда похожие чувства Вы испытывали раньше? На что это похоже?
— Когда я была маленькой, то папа требовал от меня, чтобы я вела себя хорошо, но я никак не могла понять, что это значит. В какой-то день можно было шуметь, бегать, и он ничего не говорил. А в какой-то день он придирался к тому, как я держу ложку, как завязываю шнурки, ему не нравилось абсолютно все, что я делаю. Я недоумевала и всегда пыталась понять правила игры, найти способ вести себя так, чтобы он не ругал меня, но у меня не получалось. — Какие мысли у Вас возникали, когда папа начинал Вас ругать? — Что я сама виновата, я сделала что-то не так.
Очень часто мы во взрослой жизни проигрываем сценарии из прошлого. Нам как будто их не хватает. Вместо того, чтобы наслаждаться свободой выбора, который мы получаем став взрослыми, мы ищем ситуации, которые похожи по эмоциям на те, что в детстве нас заставляли страдать.
Почему так? Потому что психика в тот момент не разрешила конфликт. Например, Светлане казалось, что она делала что-то не так, ей нужно найти способ поступить так, чтобы папа не ругал ее. К сожалению, тогда это было невозможно, так как реакция папы не зависела от ее поступков. Папа страдал от перепадов настроений и других внутренних нестроений, он не думал о том как его поведение отразится на его дочери. Психика Светы до сих пор решает задачу — как сделать все правильно и не вызвать агрессию на себя. Если агрессии нет, то у Светы в подсознании возникает тревожность, что что-то не так. Именно подсознание помогает опаздывать, находить решения, которые будут раздражать других.
— А бывает так, что Вы делаете что-то не так, а другие люди не злятся на Вас? — поинтересовалась я. — Да, конечно. Мой муж всегда меня поддерживает. — Что Вы при этом чувствуете? — Если честно, то я думаю, что он злиться на меня, но виду не показывает, — призналась Светлана. — И как Вы это ощущаете? Что с Вами происходит? — Мне тревожно, я боюсь, что он терпит, терпит, а потом просто бросит меня, — света вздохнула и опустила голову. — Думаете реально бросит? — Если честно, то нет. Думаю, что не бросит. Но почему-то мысль о том, что я ему надоем не покидает меня.
Да, так бывает, что человек не доверяет доброму отношению к себе. Именно поэтому люди, с незавершенными конфликтами, умело находят тех, кто реагирует на жертву агрессией.
Конечно, когда один человек нападает на другого ни в коем случае нельзя говорить, что жертва сама виновата. Обидчик, насильник, агрессор должны отвечать за свое поведение. Но то, что человеку с состоянием жертвы часто попадаются в жизни агрессоры зависит от его поведения — это факт.
И здесь хорошо начать с разбора фразы: Сама виновата". Быть виноватым в чем-то — это не тотальное состояние. Виноват — извинился, исправил что-то и все. А вот постоянное чувство вины ищет себе подпитку, оно будет толкать человека на поиск агрессора и совершение действий, цепляющих этого агрессора. Со Светой мы начали с проработки отношений с папой. Папа Светы раздражался не потому, что хотел помочь ей стать лучше, как он ей преподносил, а потому что у него не хватало любви, понимания, взрослой позиции. Мысль о том, что такое поведение папы имело основание в его неумении любить, очень огорчила Свету. Ребенку сложно смириться с тем, что родитель не любит его абсолютной любовью. Зато приняв эту мысль, у Светы начались серьезные процессы оздоровления психики. Она стала осознавать, что даже если она в чем-то допустила ошибку, это не значит, что она теперь недочеловек, на которого можно кричать.