Некоторые участники моих курсов приходят для того, чтобы что-то немного подправить.
"Я просто люблю всякие курсы, вот и к Вам пришла, я уже все проработала"; "Да я всегда была легкая, веселая, вот сейчас только что-то потеряла, мне надо вернуться просто"; "У меня нет проблем, мне просто нравится Вас слушать" и так далее.
Это фразы, которые говорят почти половина моих клиентов. И чаще всего эти фразы означают, что человек не знает себя реального, не соприкасается с собой настоящим.
Я знаю одну женщину, которая считает себя очень легкой, солнышком для всех и совершенно счастливым человеком. Только почему-то несколько раз в год она серьезно травмирует себя — то упадет и сломает руку, то ударится так, что месяц не может подняться, то подвернет ногу.
Разъединенность души и сознания проявляется в самоощущении по-разному. Одним очень плохо, они страдают от паник, тревожности, уныния, подавленности, отсутствия желания жить. Другие же играют в оптимистов, сильных личностей, собранных и структурированных людей. Что лучше? На первый взгляд может показаться, что второе. Действительно, а что ныть-то. Но этим людям сложно, а некоторым почти невозможно понять, что у них нет контакта со своей душой.
Первый раз я серьезно об этом задумалась, когда моя сестра заболела БАС и перестала быть оптимистом, каким она была всегда. Мою сестру все вспоминают, как человека который всем нравился, с которым всем было легко и хорошо. Она угождала, радовала, примиряла, одаривала и так далее. Когда она заболела, она стала разговаривать со мной, спрашивать что-то о психологии и духовной жизни. До этого от таких тем она обычно отмахивалась, вернее сводила все разговоры к бытовому уровню отношений. И однажды, моя сестра спросила меня, а что значит опираться на себя. Между нами произошел такой диалог: — Это значит идти за своими истинными желаниями, — сказала я. — Это же эгоизм, — возразила сестра. — Истинные желания не бывают эгоистичными, они нас соединяют с волей Бога. — Не понимаю. — Ну вот, например, я нахожусь в коллективе людей и мне хочется общаться, что-то кому-то объяснять, кого-то веселить. А потом я вслушиваюсь в себя и понимаю, что все это мне не нужно, а нужно больше уединения и внутренней работы. — Ну так ты и останешься одна. — Страх остаться одной — плохой советчик. Я долгое время шла на поводу желания быть в коллективе своей. Почти всегда это приводило к недоразумениям. А потом я пошла за своим настоящим желанием, сначала было непривычно, пусто, а потом ... людей рядом стало даже больше, и отношения стали ближе. Ну вот хотя бы наши с тобой отношения. — Да, раньше мы были только номинально рядом, а сейчас душевно близки, — подтвердила сестра, — Но пока я не заболела, я думала ты гордячка, и не хочешь общаться ни с кем. — Хочу, только, чтобы это общение не было похоже на игру в пинг-понг. — А как понять, что же я действительно хочу? — Побыть наедине с собой. Долго. — Я попробую. Сестричка долго размышляла после этого разговора, а потом позвонила и сказала: "Представляешь, там пусто, я ничего не слышу, видимо я ничего не хочу. Так страшно!". Это действительно страшно остаться долго наедине с собой и не услышать ответа от своей души. И здесь нужно терпение. Не бывает такого, чтобы в душе было пусто, просто она привыкла, что человек ее не слышит и не готова довериться сразу по первому зову.
"Почему же я до болезни не слушала себя, — вздохнула как-то сестра, а потом добавила: я вспомнила, ты мне много раз про этого говорила, а я думала, что ты странная. Выходит мне болезнь нужна была, чтобы я задумалась"
Это печальная история. Сестры не стало. В последний вечер она услышала отклик от души и была очень этому рада.
Так что думаю, что первому типу людей, которые чувствуют боль от отсутствия контакта с душой легче. Эта боль их двигает к поиску решения. Тем же кому не больно кажется глупым что-то искать на глубине, где реально страшно. И это выбор. Каждый решает сам надо ли ему это. Только хорошо бы понимать между чем и чем человек выбирает.
Поэтому на курсах я не учу как что-то немного подправить и опять зажить весело и радостно, я говорю о реальном контакте со своей бессмертной душой. И только из этой концепции строю всё остальное взаимодействие с миром — карьеру, отношения с супругами, с детьми, с родителями, с друзьями.
Очная встреча с психологом Надеждой Луниной Анатомия агрессии 18 февраля в Петербурге. Подробности на сайте