В мою студенческую пору этот метод называли методом пустого стула. Предлагалось поставить два стула друг напротив друга, сформировать запрос, выбрать того, с кем возникают сложности в общении, а потом попеременно пересаживаться со стула на стул и вести диалог между собой и своим оппонентом.
Так предлагалось посмотреть на ситуацию с двух сторон. Получалось разрешить спорные вопросы в такой работе не у всех. Те, кто шли от логики потом сталкивались с неподходящим к жизненной ситуации решением своего запроса. А вот те, кто включал телесные ощущения, лучше чувствовали реальные взгляды собеседника и находили приемлемое решение.
Ни о каком Берте Хеллингере мы не знали. Не знали и о его семейных расстановках. Но заметили, что если рядом с работающим в технике пустого стула встанет кто-то и скажет, представь, что здесь не я, а твоя мама или кто-то другой, то решение участника менялось.
Возможность рассмотреть в спокойной рабочей обстановке ситуацию — это всегда прекрасно. И если в этом деле есть помощники, то прекрасно вдвойне.
Отчасти это похоже на работу в психодраме. Мы разыгрываем сценку по сценарию клиента и даем ему возможность найти наиболее подходящее решение.
Чем же расстановки отличаются от психодрамы или техники пустого стула?
Тем, что человек, который играет роль родственника или друга того, чью ситуацию рассматривают так проникается чувствами другого человека.
И это вызывает подозрение, что что-то здесь не так.
Люди пугаются, тем более что сам Хеллингер, автор метода, был неоднозначной фигурой с мистическими воззрениями.
Но пугаются только люди, которые не имеют базовых знаний по психологии, по тому, как устроено подсознание.
А подсознание имеет личное бессознательное и коллективное. Коллективное же базируется на архетипах — устойчивых образах.
И входя в роль другого человека, находясь рядом с его близким, нам совсем не сложно понять, а вернее почувствовать, какие архетипы сейчас включаются в работу.
Так что никакой мистики или эзотерики в расстановке нет. А вот возможность разобраться в ситуации есть.
Как выглядит расстановка?
Тот, чей запрос разбирают, рассказывает историю, ведущий выделяет основных героев, предлагает другим участникам взять роли, в расстановке это называется репрезентация. Затем все участники входят в ситуацию, рассказывают о своих чувствах. Ведущий может ввести еще героев, чтобы дать почувствовать полноту картины. Например, одно дело, когда я одна и ссорюсь с начальником и мне страшно, другое дело, когда дома меня ждет любящий муж и у меня есть друзья. Ведущий таким образом помогает осознать главному герою, что есть и другие части жизни. В результате расстановки главный герой находит для себя новые опоры, пути решения проблемы. Другие участники учатся разным формам коммуникации.
И метод совсем не опасен, если он находится в руках психотерапевта, а не магического гуру.
Все зависит от цели использования, знаний психологии у ведущего и его мировоззрения.
И если кто-то клеймит метод расстановок, то он просто не знает основ психологии.
Вы просили пояснить, я поясняю. Есть еще вопросы по расстановкам?