Статьи психологической тематики
Взгляд не психолога

Правильная дружба. Это как?

Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде, нужде и др. непростых обстоятельствах. Друзей много не бывает, и когда знаешь "за что дружишь" - это не дружба, а приятельские отношения.
НО: Дружба дружбой, а табачок врозь. Не должно вешать свои проблемы на друга постоянно - так сказать, пользоваться.

Мне пришел на днях вопрос: как правильно дружить?
Я не знаю как правильно, но предполагаю что есть:
- Некоторые необходимые и обязательные условия для "правильной дружбы",
- И зависимость "качества" дружеских отношений от нас самих.

Я приведу два отрывка, опять из старой периодики..
Из первого следует, что нравственное единство и доверие - два важных камня в основании дружбы.
А из второго, что выбор друга - это залог будущих "правильных" дружеских отношений.

📖 1. Въ новомъ Завѣтѣ самъ Господь Іисусъ Христосъ, Творецъ и Владыка неба и земли, благоволилъ освятить своимъ примѣромъ дружескій союзъ. Онъ дружески обращался съ ближайшими своими учениками, не изключая будущаго предателя своего, и въ одной изъ говоренныхъ предъ страданіями бесѣдъ своихъ, въ которой съ полною дружескою откровенностію высказано было все, что было на душѣ Его,—Онъ прямо называлъ ихъ своими друзьями: «вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповѣдаю вамъ. Я уже не называю васъ рабами, ибо рабъ не знаетъ , что дѣлаетъ господинъ его, но Я называю васъ друзьями, потому что сказалъ вамъ все, что слышалъ отъ Отца моего» (Іоан. 15, 14. 15.). Но преимущественно дружескимъ расположеніемъ Іисуса пользовался Іоаннъ, возлежавшій на персяхъ Его. Кромѣ Апостоловъ Іисусъ Христосъ находился въ дружескихъ отношеніямъ съ Лазаремъ и его сестрами. Съ особенною силою дружеская привязанность Господа къ этому семейству выразилась по смерти Лазаря. Воскресить Лазаря Онъ рѣшился конечно не потому, что былъ его другомъ, а потому что того требовала слава Божія; но что, какъ не задушевная дружба, извлекло слезы изъ очей Жизнодавца, когда Онъ увидѣлъ сестеръ плачущихъ о смерти брата?
«Смотри, какъ Онъ любилъ его» (Іоан. 11,.36.), говорили Іудеи, бывшіе свидѣтелями того, какъ Онъ прослезился.

2.Что касается до выбора друзей, то онъ долженъ быть основанъ на благоразуміи, а не на увлеченіяхъ первыми впечатлѣніями, обыкновенно скоропреходящими. Никто такъ скоро не дружится, какъ дѣти. Для нихъ достаточно первой встрѣчи, перваго знакомства, чтобы сдружиться съ кѣмъ нибудь изъ сверстниковъ. Рѣдкая воспитанница пансіона, или института не даетъ обѣта вѣчной дружбы какой нибудь подругѣ; но рѣдкія изъ нихъ остаются вѣрными этому обѣту, который обыкновенно дается подъ вліяніемъ первыхъ впечатлѣній, по внушенію чувства и воображенія. Съ лѣтами чувство охлаждается, воображеніе настроивается на другой ладъ; заключившія вѣчный союзъ подруги, при ближайшемъ знакомствѣ, убѣждаются, что онѣ слишкомъ поспѣшно заключили его, что имъ многаго недостаетъ для единомыслія и единодушія. Впрочемъ дѣтямъ извинительно увлекаться первыми движеніями чувства даже въ такомъ важномъ дѣлѣ, какъ дружба; нельзя же требовать отъ ихъ возраста того благоразумія и осторожности, которыя пріобрѣтаются только съ лѣтами, и которымъ обыкновенно научаютъ опыты жизни.
Къ сожалѣнію, дѣтскимъ ошибкамъ въ выборѣ друзей подвергаются многіе изъ людей, уже вышедшихъ изъ дѣтскаго возраста. Многіе изъ нихъ даютъ невинное имя дружбы личной при вязанности своей къ кому либо—такой, которая порождена не размышленіемъ, не внушеніями благоразумія, не спокойною оцѣнкою предмета ихъ привязанности, а одною страстію, по самой природѣ своей слѣпою, или воображеніемъ, рисующимъ свѣтлыя картины дружеской жизни.
Кому неизвѣстно, какъ непрочна и къкакимъ горькимъ разочарованіямъ ведетъ дружба, основанная на страсти, и на мечтахъ воображенія?
Какъ часто лице, возбудившее страстную привязанность и давшее пищу мечтамъ воображенія, оказывается пустымъ и порочнымъ. Не страсть и фантазія, а благоразуміе должно руководить нами въ рѣшеніи такого важнаго дѣла, какъ выборъ друзей. Чего же требуетъ благоразуміе?📖

📝 Немного отвлечемся.
Бывает, что дружба не проходит в тесном общении, случается, что друзья физически разлучены и общаются очень редко, что ж с того?
Иногда происходит даже так, что друг будет рядом только в скорбных обстоятельствах, а то и придет уже к панихиде.
Разве он не друг?

Читаем далее:

📖 Прежде всего благоразумiе требуетъ не спѣшить заключеніемъ дружескихъ союзовъ. «Будь другъ, да не вдругъ. Не узнавай друга въ три дня, узнавай въ три года. Друга узнать—вмѣстѣ пудъ соли съѣсть». Впрочемъ бываютъ случаи, когда легко и скоро можно убѣдиться въ вѣрности друга,— то бѣда, нужда и горе. Посему сынъ Сираховъ говоритъ: «если ищешь друга, то ищи его въ искушеніи, и не тотчасъ ввѣряйся ему, потому что иной бываетъ другомъ на свое время (т. е. на случай своей собственной нужды), и во время твоего несчастія не останется съ тобою» (Сир. 6, 7. 8.).
При выборѣ друзей надобно соблюдать осторожность, чтобы выборъ нашъ не палъ не только на такихъ, вѣрность которыхъ ненадежна, но и на такихъ, отъ которыхъ можетъ быть вредъ въ нравственномъ отношеніи. «Кто обращается съ мудрымъ, тотъ будетъ мудръ, а кто любитъ дружиться съ глупцемъ, тотъ сокрушится (Притч.
13, 20.).
«Худыя сообщества развращаютъ добрые нравы» (1 Кор. 15, 33.).
Если вообще надобно избѣгать такихъ сообществъ въ обыкновенныхъ, не дружескихъ, сношеніяхъ съ ближними, то преимущественно надобно остерегаться дружескихъ сообществъ, если они вредны въ нравственномъ отношеніи. 'Дружба съ людьми испорченными не только вредна въ нравственномъ отношеніи, но и непрочна. Трудно ожидать вѣрности, или уваженія къ святости дружескаго союза отъ тѣхъ, которые попираютъ нравственный законъ. Для кого нѣтъ ничего священнаго, для того и дружба теряетъ священный характеръ. Такъ какъ дѣло спасенія души христіанинъ долженъ признавать главнымъ дѣломъ жизни, то и дружиться онъ долженъ преимущественно съ такими людьми, которые бы споспѣшествовали ему въ этомъ дѣлѣ своимъ примѣромъ, совѣтами, наставленіями, предостереженіями. Ни въ чемъ такъ не проявляется истинная любовь къ ближнему, какъ въ заботливости о вѣчномъ его благѣ. Посему кто дружескую привязанность къ намъ старается доказать этою заботливостію, тотъ есть лучшій нашъ другъ. Въ большей части случаевъ сдружаетъ людей сходство во взглядахъ, вкусахъ, одинаковый уровень образованія, наука, искусство, но если при этомъ друзья не заботятся о взаимномъ преспѣяніи въ благочестіи и добродѣтели и даже подавляютъ въ себѣ благочестивыя стремленія, то они уже не друзья, а враги одинъ другому.
Различіе въ характерахъ, состоящее въ томъ, что у одного твердый, у другаго мягкій характеръ, одинъ больше склоненъ къ внѣшней, общественной дѣятельности, другой къ жизни созерцательной и уединенной, это различіе не всегда служитъ препятствіемъ къ заключенію дружескихъ союзовъ; оно даже можетъ быть благотворно въ дружескихъ отношеніяхъ. Характеръ твердый и рѣшительный можетъ быть удерживаемъ въ предѣлахъ справедливости и строгаго долга вліяніемъ на него характера мягкаго; и наоборотъ, вліяніе перваго можетъ спасти послѣдній отъ предосудительной слабости; человѣкъ горячій можетъ воодушевлять къ добру человѣка съ характеромъ сдержаннымъ, осторожнымъ, мнительнымъ, и наоборотъ вліяніе послѣдняго характера можетъ горячаго человѣка иногда удержать отъ вредныхъ порывовъ горячности.
Различіе во внѣшнемъ положеніи также не составляетъ препятствія къ заключенію дружбы, а порой и равенство положеній можетъ исказить дружескія отношенія.
Однако, Сынъ Сираховъ говоритъ: «не водися съ тѣмъ, кто сильнѣе и богаче тебя. Можетъ ли быть вмѣстѣ горшокъ съ котломъ? Онъ разобьется, какъ скоро столкнется съ нимъ. Каждый звѣрь живетъ съ однороднымъ себѣ: такъ и человѣкъ долженъ входить въ связь съ равнымъ себѣ. Какое согласіе у гіены съ собакою?
И какое единодушіе у богатаго съ бѣднымъ?
Добыча львовъ есть дикіе ослы; ловля богатыхъ бѣдные» (Сир. 13).

Нельзя не пожалѣть о людяхъ, которые желаютъ имѣть друзей, но не находятъ. Это можетъ происходить по причинамъ, отъ нихъ независящимъ, напр. если они окружены такой средою, въ которой нѣтъ подходящаго къ нимъ по душѣ существа. Тутъ не они виноваты, а среда. Но часто случается наоборотъ. Среда хороша, вокругъ насъ довольно людей, достойныхъ нашего довѣрія, но если въ насъ самихъ нѣтъ смиренія, любви, самотверженія, то мы на себя самихъ должны жаловаться, если живемъ одиноко, безъ друзей. Постараемся напередъ пріобрѣсти эти качества, и тогда Господь утѣшитъ насъ, пошлетъ намъ друга. Тѣже самыя качества потребны для того, чтобы удержать навсегда привязанность къ себѣ друга.

Свящ. В. Нечаевъ. 📖

📝 По мне, иногда довольно приятельских отношений.

Дружба - это взаимное, истребовать такое состояние души невозможно даже для себя. Всегда прячась крадутся за вами ревность и чувство собственности, и немногие избегают этих порочных минут, особенно в молодости.
Верно сказано в конце второго отрывка, что наличие друга зависит от наличия определенных качеств нашей собственной души.

Как правильно дружить?
А как правильно жить?
Наверно, "никому не досаждать, никого не обижать, и всем мое почтение".
Также и с друзьями! Тем более - так с друзьями!

Необычно о психологии ВК сообщество
Made on
Tilda